Размещение, обстановка и услуги

Варианты размещения (международная классификация)

Номер Расшифровка
Standard стандартный номер
Studio однокомнатный номер, больше стандартного
Single одноместный номер
DBL двухместный номер
Double одна двуспальная кровать
Twin две односпальные кровати
Business двухкомнатный номер, состоит из гостиной и спальни
TRPL трехместный номер
EXB дополнительная кровать
CH с ребёнком (например: 0-6 лет /до 12 /до 14)
Superior номер повышенной комфортности
Villa размещение в бунгало
Family room семейный номер (2- или 3-комнатный)
Main Building комната, расположенная в главном здании
Duplex двухуровневый номер
Junior Suite номер улучшенной планировки (полу люкс)
Suite номер улучшенной планировки и категории (люкс)
De Luxe номера повышенной комфортности

Апартаменты, как правило, состоят из двух и более комнатных отделов. К апартаментам также относят одну крупную комнату, разделённую на спальню и гостиную. «Президентские апартаменты», пентхаусы и прочие подобные номера класса люкс обеспечиваются максимальным ассортиментом услуг, включая полный бар, личную прислугу, индивидуально приготовленный обед и т. п.

Обстановка и удобства

Стандартная обстановка номера обычно включает в себя кровать, платяной шкаф, небольшой стол и отдельную туалетную комнату с душем и нередко джакузи. Также в типичном случае на каждого гостя выдаются комплекты постельных принадлежностей, туалетных принадлежностей и полотенца. Большинство номеров гостиниц среднего класса комплектуются кондиционером, телефоном, телевизором, будильником, утюгом, гладильной доской, феном, кофеваркой, мини-холодильником или мини-баром. Всё более обыденным становится наличие доступа к беспроводной скоростной линии Интернета (бесплатно или за отдельную плату). Некоторые номера включают в себя небольшие кухни с плитой и набором посуды.

Услуги

Стандартной услугой обычно считается ежедневная уборка номера. Гостиницы среднего класса, как правило, имеют бассейны, бизнес-центры, конференц-залы, прачечные для гостей, тренажёрные залы. Кроме этого, предоставляется ряд внешних услуг: обеспечение транспорта от и до вокзала или аэропорта для гостей, прибывающих самолётом или поездом (так называемый трансфер).

Питание (Типы предоставления питания в гостиницах)

OB (Only Bed), RO (Room Only) Только размещение в гостинице, без питания
BB (Bed-n-Breakfast) Завтраки в отеле проживания. Это может быть шведский стол или континентальный завтрак
HB (Half-Board) Режим 2-разового питания в отеле. Обычно это завтрак и ужин, но в некоторых отелях может быть завтрак и обед
FB (Full-Board) Завтрак, обед, ужин
Al (All inclusive) Не только 3-разовое питание, но и легкий завтрак, закуски, легкий ужин. Напитки местного производства входят в стоимость
UAI (Ultra All inclusive) Трехразовое питание + алкогольные и безалкогольные напитки местного и импортного производства неограниченно в течение дня

Само питание может осуществляться: по принципу «шведский стол» – большое количество блюд на выбор. Самообслуживание. A la carte (питание «по меню») – дается возможность выбрать 2-3 блюда из предлагаемого меню. Как правило, предлагается на выбор закуска, основное меню и десерт. Континентальный завтрак – лёгкий завтрак, состоящий из кофе (чая), сока, булочки масла и джема. Предлагается, как правило, в европейских городских отелях. Английский завтрак – полный завтрак, обычно включает в себя фруктовый сок, яичницу с ветчиной, тосты, масло, джем и кофе или чай.

Бронирование гостиничных номеров

Стоимость проживания в гостиницах зависят от множества факторов: её уровня, её месторасположения, сезона, дня недели, заполненности гостиницы, типа номера, этажа, вида из окна и др. Кроме того, надо обращать внимание, какие услуги включены в стоимость номера, а какие – предоставляются за дополнительную плату (напр., завтрак, пользование Интернетом, мини-баром и т. п.). Как следствие, гостиничные цены подвержены постоянным, ежедневным и даже почасовым изменениям.

Гостиницы, как правило, участвуют в общепринятой в каждой стране системе скидок (скидки большим тур-группам, пенсионерам, бизнесменам, членам различных ассоциаций), однако не всегда привязаны к ней в обязательном порядке. Небольшие гостиницы публикуют в газетах и различных каталогах собственные купоны-скидки. В большинстве случаев публичный прейскурант на номера отсутствует. Тем не менее с ценами можно приблизительно ознакомиться на веб-сайтах гостиниц и туристических порталов, где также указывается перечень услуг и даны подробные описания номеров.

Способы оплаты

Помимо наличных, в большинстве стран общепринятым средством оплаты являются кредитные карты. При этом следует иметь в виду, что некоторые отели, даже принимая оплату наличными, также требуют наличия карты, стремясь подстраховать себя от потерь в случае возможного ущерба номеру постояльцами или воровства.

Способы бронирования

Забронировать индивидуальный номер можно напрямую в гостинице по телефону или через веб-сайт – её собственный, принадлежащий бренду данной гостиницы или подключенный к одной из систем, осуществляющей on-line бронирование. Расценки на общих туристических сайтах-порталах чаще более низкие, либо такие же, – если у таких порталов имеется договор с гостиницей.

Уровень цен, предлагаемый турфирмой-посредником обычно ниже уровня цен, устанавливаемого самой гостиницей. Это возможно потому, что турфирма-посредник обеспечивает большую загрузку гостиницы, которая в свою очередь получает много готовых заказов и существенно экономит на своей рекламе. Также это возможно в том случае если, турфирма-посредник, являясь крупным игроком на рынке, предварительно (за несколько месяцев) выкупает квоту номеров гостиницы на определённый период, – гостиница делает существенную скидку за гарантированную продажу своих номеров в этот период и уменьшение рисков по управлению своей номерной емкостью, а турфирма-посредник, чтобы продать уже выкупленные номера, старается установить цены ниже тех цен, по которым однотипные номера в этот же период продает сама гостиница.

Однако стоит иметь в виду, что бронирование, осуществлённое через посредников, более жёстко регламентировано существующей у него системой штрафов: например, в случае запоздалой отмены бронирования, гостиницы или фирмы-посредники вынуждены требовать обязательной оплаты полной стоимости номера или определённого процента. Без бронирования, с ходу получить номер в гостинице зачастую бывает трудно, особенно если гостиница располагается в оживлённом районе, или день приходится на какие-то важные местные мероприятия, вызывающие непривычно высокий приток туристов.

При бронировании важно указывать некоторые особенности, такие как, наличие домашних животных (некоторые отели категорически не принимают постояльцев с животными, некоторые – за отдельную плату), предпочтение номера для курящих или некурящих (современная тенденция крупных брендов ведёт к полной ликвидации номеров для курящих). В противном случае могут возникнуть сложности при регистрации в гостиницу, либо значительные штрафы (напр., за курение, за незадекларированное домашнее животное).

Типичные проблемы гостиничного бизнеса

Сезонность – экономика многих гостиниц существенно зависит от соответствующего природного или туристического сезона. К ним чувствительны пляжные отели, горнолыжные курорты. Сервис является ключевым аспектом любой гостиницы. Для туриста гостиница временно заменяет его дом, поэтому он более придирчив и требователен к сервису. Чем больше гостиница, тем сложнее её структура обслуживания (в крупных отелях существуют свои отделы бронирования, регистрации, питания, технической поддержки, уборки, охраны, штат шофёров и т. д.). Поддерживать соответствующий уровень в каждодневном режиме позволяет строгая рабочая дисциплина, безоговорочное следование практическим правилам, а также постоянный контроль со стороны управляющих.

Поэтому для менеджмента гостиницы важно иметь профессиональный штат, осуществлять его постоянную поддержку и стимулирование, чтобы предотвратить притупление качества исполняемых обязанностей, возможность воровства и прочих незаконных действий. В условиях громадной конкуренции, гостиницы, где сервису недостаточно уделяется внимание, быстро теряют клиентуру и переходят в разряд классом ниже, из которого затем трудно подняться. Соответственно, минимальная конкуренция (малое количество гостиниц при постоянном спросе) сказывается на сервисе наихудшим образом.

Криминал – благодаря временному, почти нигде не регистрируемому проживанию, преступники нередко используют гостиницы для различных махинаций, сбыта наркотиков (особенно в низкоуровневых гостиницах). Наличие казино, дискотек при гостинице любого уровня так же привлекает криминальные элементы, в том числе задействованные в незаконной проституции.

Избыточное бронирование – нередки случаи продажи большего количества номеров, чем имеется в наличии. Происходит это вследствие либо нескоординированной работы автоматических компьютерных систем бронирования, либо из-за неаккуратной работы самих служащих гостиниц (также, если гостиница не имеет автоматического обновления наличия свободных номеров на своём сайте, возможна такая же проблема). Поэтому рекомендуется связываться с гостиницей накануне прибытия, чтобы избежать подобных ситуаций, а также всегда иметь при себе номер бронирования. Номер отмены бронирования также рекомендуется хранить, чтобы его можно было предъявить в случае ошибочного снятия денег с карты (например, за «неприбытие»).